Украина и США успешно сотрудничают не только в политической и военной сферах. Уникальный опыт взаимодействия двух стран на ниве высокого искусства накоплен в Одессе. Причем, настолько уникальный, что сегодня местные власти уже не в состоянии в одиночку обеспечить полноценное развитие этой, получившей мировое признание, культурной инициативы.
Если театр, как известно, начинается с вешалки, то симфонический оркестр - с дирижера. Это блестяще доказал главный дирижер Одесского национального филармонического оркестра американский гражданин Хобарт Эрл.
Заокеанский музыкант после десяти лет пребывания на украинской земле говорит об Одессе, как о своем родном городе, называет Украину - "моя страна", а Одесский симфонический оркестр - "моим оркестром". И как отмечают не только поклонники, но и оппоненты - он имеет на это полное право.
Владимир Бондарчук, заслуженный артист Украины: "Если я говорю, что работаю в Одесском симфоническом оркестре, сейчас это национальный, - мне говорят: "А, ты работаешь у Хобарта Эрла?!".
Год назад одесский оркестр получил статус национального, что стало официальным признанием его вклада в формирование мирового культурного имиджа Украины. Но увы, лучи славы не столько обогрели музыкантов, сколько обожгли их.
Изменение формального статуса внезапно сделало коллектив чужим в стенах собственной alma-mater -Одесской государственной филармонии.
Хобарт Эрл, главный дирижер Одесского национального симфонического оркестра: "Я думаю, что оркестр - это самый главный, родной творческий коллектив этого здания. Всякие "попсы", которые приглашаются, это же разовые акции - это гастролеры. И по идее, это все должно строиться вокруг наших сроков и вокруг наших планов".
Однако руководство филармонии не склонно жертвовать экономическими интересами своего учреждения ради творческих планов оркестра.
Валерий Кузнецов, директор Одесской государственной филармонии: "Оркестр просит число, которое у нас уже спланировано под другой коллектив, другой концерт. Их художественный руководитель, главный дирижер не понимает, что находясь в одном помещении, надо свои творческие планы увязывать друг с другом".
По прошествии года выяснилось, что высокий статус "национального", не подкрепленный новыми материальными и сценическими возможностями, ничего, кроме головной боли оркестрантам не принес. И местным меломанам приходится с огорчением наблюдать, как уникальный творческий коллектив все глубже уходит в пучину коммунальных разборок, не имеющих ни малейшего отношения к его высокому предназначению.