В крымском поселке "Новый Свет" завершился фестиваль оперного искусства памяти Федора Шаляпина. Сценическая площадка, на которой выступали коллективы, была установлена в гроте. Существует предание, что именно здесь пел Шаляпин, когда бывал в гостях у князя Галицина. Нынешний фестиваль приурочен к 130-тилетию со дня рождения великого певца.
Небольшие прогулочные катера весь вечер курсируют между причалами Нового Света и шаляпинским гротом. Среди нынешних гостей - представитель русского великокняжеского рода ректор парижской консерватории Петр Шереметев, дочь Шаляпина Мария Фредди, внучка Анжела Монтефорте.
Петр Шереметев, председатель Русского музыкального общества Франции, ректор Русской парижской консерватории: "Он пел в Париже в опере, и даже люстра дрожала от его голоса. Можете представить, какая могучая сила этого певца. Это был красавец. Только как он стоял, как смотрел, как держал свою голову - это чудо. Он был художник и актер".
Современных оперных певцов нельзя сравнивать, говорят эксперты, они - разные по манере и стилю. К примеру, Паата Бурчуладзе снискал себе славу на сцене Ла Скала, оперы де Пари, Ковент Гардена. А ошеломляющий успех, после исполнения партии Рамфиса в Аиде вместе с Лучано Паваротти, поставил его в один ряд с выдающимися певцами современности. Перед началом концерта Паата решил пройти по крутой горной тропе, так же, как в свое время поднимался по ней Федор Иванович.
Паата Бурчуладзе, певец: "Имя Шаляпина действует на всех, в том числе и на меня. Фестиваль Шаляпина это уже престижно, это уже хорошо".
- Вы когда-либо выступали на таких сценических площадках?
- Нет, в пещере я никогда не пел - должен вам сказать.
Легендарные шаляпинские творения спустя почти столетие снова звучат в новосветском гроте. Правда, всего сорок минут - столько длится фестивальная программа. Ария Сусанина, романсы Малашкина и Глинки, Блоха-Мусоргского. Концерт не случайно посетили представители аристократических семей Европы - это место в Крыму давно стало культовым. Главная интрига нынешнего фестиваля - своеобразное соревнование: смогут ли современные вокалисты силой своего голоса разбить хрупкие бокалы из хрусталя, как в свое время это делал великий Шаляпин. Пока это не удавалось никому. Хотя посуда в новосветском гроте бьется часто: фужеры - на счастье, чтобы снова сюда вернуться.