НачалоСтатьиДискографияАльбомыКнигиХронологияТабулатурыФото альбомСсылкиDownloads
Черный клавиш, белый клавиш...

Черный клавиш, белый клавиш...

Роман Юсипей, "Киевские Ведомости"

Юрий Зильберман: За последние годы наша музыка потеряла лучших исполнителей и педагоговВ мертвый сезон, пожалуй, единственным пристанищем для столичных меломанов была "Летняя музыкальная академия" при конкурсе пианистов имени Горовица. Юрий Зильберман, директор конкурса, рассказал в интервью газете "Киевские Ведомости" о вечных и текущих музыкальных проблемах.

Самое удачливое формообразование в академической музыкальной сфере - конкурс Горовица - в этом году наконец приняли во Всемирную федерацию международных конкурсов. За десять лет конкурс превратился в сложный, разветвленный механизм. Его составляющие - Международный благотворительный Фонд памяти Владимира Горовица, школа исполнительского мастерства, фестиваль "Киевские летние музыкальные вечера" и продюсерский центр по организации гастролей конкурсных лауреатов. Это слаженная система "шестеренок", движение которых жестко подчинено единой цели: повышению конкурсного престижа. Седьмая по счету "Летняя музыкальная академия" - еще одна часть конкурсной инфраструктуры, представляющей развернутую систему мастер-классов: в этом году 76 детей из Великобритании, Мексики, Нидерландов, Японии, США и Украины получили возможность брать уроки у ведущих педагогов мира.

- Юрий Абрамович, пожалуйста, несколько слов о функциях "Летней музыкальной академии".

- В свое время многие члены жюри, известные педагоги и почетные гости конкурса неоднократно высказывали мысль о том, чтобы талантливые дети в перерывах между соревнованиями постоянно были в поле зрения его организаторов, получали качественную профессиональную помощь. Нам это дает в руки ряд козырей. Сюда постоянно съезжаются дети из многих стран. К этой массе можно присмотреться повнимательней, проверить в работе и вероятнее всего обозначить потенциальных участников будущих конкурсов. Ведь иностранцы, вернувшись к себе домой, непременно расскажут всем, кому только можно, что они здесь увидели и чему научились.

- Им действительно есть что рассказать?

- Знаете, редко где мастер-классы проходят с такой интенсивностью. За две недели, с 10.00 до 18.00, ребенок получает восемь полноценных уроков у педагогов высшего класса. Мы смогли привлечь внимание таких мастеров, как Бернд Гетцке (Германия), Норма Фишер (Великобритания), Вадим Руденко (Россия), Анатолий Затин (Мексика). Поверьте, за этими именами стоит мировая популярность и признание. Такие музыканты могут дать детям, в первую очередь, уникальную возможность открыть огромный мир и оценить самого себя, погрузившись на две недели в атмосферу музицирования. У нас можно быть не только учеником, но и слушателем, посещать уроки других педагогов, заниматься специальностью, камерным ансамблем, концертмейстерством. Но главное - попробовать свои силы в игре с оркестром. Такого эксклюзивного подарка молодым музыкантам не предоставит ни один мастер-класс в мире, за исключением разве что израильского "Музыкального центра".

- Вы сразу взяли довольно высокую планку. В том числе и в проведении самого Конкурса памяти Горовица. Так ли уж это было необходимо?

- За восемь лет конкурс завоевал широчайшую известность в мире. Это почти невиданные наглядные "дивиденды". К сожалению, у нас пока еще нет, в отличие от зарубежных смотров, крупных импресарио, которые, увидев здесь яркий образец, взяли бы его "в оборот". Заменой служат концерты, которые мы пока что сами организовываем в Париже, городах США и т. д. Без них мы потеряли бы значительную часть своего имиджа. Важно, чтобы конкурсант, приезжая, знал: "Если я получу первое место, мне будет обеспечена ниша, меня кто-то возьмет". Поэтому мы бьемся насмерть, устраиваем скандалы, но гастроли эти отстаиваем. Планку снижать нельзя ни в коем случае. Нужно постоянно поддерживать уровень высокопрофессионального международного конкурса. Это касается и состава жюри, и количества стран-участниц, и среднего профессионального уровня конкурсантов. Это материальная база конкурса: призовой фонд (не менее 25 тысяч долларов), хорошие залы, приличный оркестр. Это и отсутствие сплетен о необъективности, высокий уровень программных требований. Мы сделали состязание трехтурным, расширили возрастной ценз и, что главное, оставили младшую группу, хоть и отговаривала нас от этого Всемирная федерация международных конкурсов. Мы сохранили свою уникальность. У нас уже появляются подражатели в мире - смотры с возрастной амплитудой от 9 до 35 лет...

- И та же федерация наконец приняла Конкурс Горовица в свою семью...

- Эта организация, с одной стороны, выделяет конкурсы, входящие в нее, а с другой - отделяет их от 15 тысяч других, менее значимых. Среди ее членов - конкурсы Королевы Елизаветы (Бельгия), ARD (Германия), им. Артура Рубинштейна (Израиль), Маргариты Лонг и Жака Тибо (Франция). Естественно, что для вхождения в федерацию нужно соответствовать ее многочисленным критериям. Такой известный конкурс, как им. Чайковского, которому уже больше сорока лет, смог вступить в WFIMC только в 1998 году. Поверьте, если бы наш конкурс не соответствовал хотя бы одному из нескольких десятков требований, которые являются незыблемыми, на функционеров из Всемирной организации не подействовали бы никакие аргументы.

- Позади уже Пятый конкурс. Какие тенденции в его развитии вы сейчас наблюдаете?

- На V конкурсе была, пожалуй, самая приятная картина для "географического" обзора: впервые участвовало достаточно большое количество стран - участники из Германии, Англии, Италии, Франции. Нельзя сказать, что это весь мир, вся Европа. Ожидать большого наплыва европейцев сейчас трудно. Все учебные заведения там переполнены музыкантами из Китая, Японии и Кореи, которые и превалируют на конкурсных площадках, наряду, конечно, с пианистами из стран СНГ, где еще сохранилась инерция советской трехступенчатой системы образования.

Еще одна интересная особенность - конкурс стал ожидаемым. С первого же дня, с 10 утра, на первом туре (казалось бы, технологическом, "неинтересном") филармония практически заполнена. Это ведь замечательно - у исполнителя, который выходит на сцену и видит перед собой не просто жюри, а полный зал, появляется ощущение "концертности", он чувствует себя артистом.

Что касается исполнительского уровня вообще, то нельзя сказать, что все конкурсы, от первого до пятого, между собой сильно отличались. Каждый раз ждали чуда. Каждый раз оно появлялось: на первом - Емцов, на втором - Гаврилюк, на третьем - Гринюк. Точно так же и победители последнего смотра - Тимур Щербаков, Дина Писаренко и Чун Вай Чин Речел. Это, вне сомнения, звезды.

Однако главная особенность V конкурса в том, что проводить его было гораздо сложнее, чем предыдущие. Любая мелочь, с которой раньше легко справлялись, вызывает неимоверное напряжение сил. Этот процесс нам придется пройти, и он продлится еще очень долго. Плохо то, что невольно осознаешь: сменится кто-то из чиновников, лояльно относящихся к конкурсу, - и все исчезнет, как это в свое время произошло с конкурсом имени Чайковского.

За последние годы мы потеряли практически 100% исполнительского состава и лучших педагогов музыкальных вузов. Отмирает система детских музыкальных школ. Слава Богу, пока сохранился потенциал среднего звена музыкального образования, за счет которого молодое поколение наших музыкантов еще сильно и конкурентоспособно на Западе. Но на сегодняшний день практически отсутствует информация о них. Люди идут на концерты лишь тех исполнителей, которых помнят по советскому телевидению. 30-40-летних музыкантов не знает никто. УТ-1, государственный канал, не может себе позволить транслировать конкурс, какой-нибудь классический концерт или оперу. На трехмиллионный город имеется всего один концертный зал, да и то на 594 места, из которых 250 - неудобные...

- Каким вы видите выход из создавшейся ситуации?

- Поддержание концертной и конкурсной деятельности должно быть частью государственной политики. Есть святые понятия для державы, и ее престиж поддерживают не поп-звезды, а нечто более мощное, академическое и всемирно признанное. Наши музыканты, побеждающие на международных конкурсах, работающие в заграничных оркестрах, безусловно, поднимают рейтинг Киева как музыкальной столицы. И мы считаем, что Конкурс памяти Горовица, фестиваль "Летние музыкальные вечера", где в любую погоду собирается до тысячи человек, "Летняя академия" - это маленькие кирпичики, которые также помогут сделать это. Музыкальный Киев когда-то привлекал - значит, он должен привлекать и сейчас...


Copyright 2001 Amiddio Web Studio. All Rights Reserved.
top
Hosted by uCoz