В Ужгороде прошел IV Фестиваль современной духовной музыки. Реальные центры культурной жизни Украины постепенно перемещаются из столицы в провинцию. В сфере современной академической музыки это ощущается особенно сильно. Например, пальму первенства у традиционных "композиторских" фестивалей Киева, эпически растянутых и пафосно-пустотных, давно уже отобрали одесские "Два дня и две ночи новой музыки" и львовские "Контрасты". Фестиваль современной духовной музыки в Ужгороде - одно из проявлений этой закономерности".
На пересечении границ
За шесть фестивальных дней слушатели познакомились с широчайшим спектром европейской музыки, произведениями современных зарубежных классиков и украинских композиторов, исповедующих духовное мировоззрение
Интереснейшая цепь семантических соединений в сочинениях Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, Арво Пярта, Пьера Булеза и Святослава Лунева была представлена программой киевского пианиста Евгения Громова. Ансамбль камерной музыки "Фрески" провел "экскурсию" по медитативным лабиринтам музыки россиянки Софии Губайдулиной, а также украинцев Виктории Полевой и Вадима Ларчикова.
Струнный оркестр из Львова Leopolis (дирижер Роман Ревакович), словно соотносясь с притчей Германа Гессе, "диалектически сплавил" контрастность "Тихой музыки" Валентина Сильвестрова и "Покаянного стиха" Игоря Щербакова.
Инициативы хора Cantus
Основную музыкальную "нагрузку" фестиваля нес на себе его главный организатор и исполнитель - ужгородский камерный хор Cantus. Гастроли Cantus по странам Европы и США распланированы на несколько лет вперед. Коллектив сотрудничает с известными дирижерами и участвует в европейских постановках сложнейших вокально-симфонических произведений Лигети и Шенберга.
По инициативе его руководителя Эмиля Сокача в Ужгороде наряду с фестивалем начала проводиться уже снискавшая известность в Украине "Бах-академия": серия мастер-классов с участием европейских музыкантов - специалистов по барочному пению и игре на старинных инструментах. В свои нынешние программы Cantus включил фундаментальное произведение Via Crucis польского композитора Анджея Никодемовича и специально для него написанный Диптих на стихи Шевченко львовянина Юрия Ланюка.
Сюрпризы на открытии и закрытии
Фестиваль открыло сложнейшее с вокальной стороны произведение - Литургия Евгения Станковича, которая включает в себя 17 частей на канонические тексты. Это час непрерывной акапельной музыки. Звуковое полотно, которое даже в светлых, лирических моментах сохраняет драматичное напряжение - "нотку", традиционно свойственную творчеству Станковича.
А завершила фестиваль премьера хоровой симфонии харьковского композитора Александра Щетинского "Узнай себе" на тексты Григория Сковороды. Произведение оказалась очень точным музыкальным портретом гениального философа. И определенной реабилитацией его в контексте нашей культуры - ведь философская и биографическая парадигмы Сковороды никогда не были на первом месте. Хотя вполне того заслуживают. Равно как и смысл, заложенный в названии "Узнай себе" - знаковых словах для ужгородского фестиваля.