В Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии завершился X хор-фест "Золотоверхий Киев". На этот раз директор хор-феста и руководитель камерного хора "Киев" Николай Гобдич при составлении фестивальной программы сосредоточился на личностях: от девяти предыдущих юбилейный фестиваль отличало обилие авторских концертов.
"Золотоверхий Киев" трепетно хранит свои традиции во всем, включая даже мелочи. Он из года в год начинается во второй четверг июня, заканчивается в следующее воскресенье и включает в себя по два события в день - семь концертов и одну издательскую презентацию. В числе других традиций - антифонное пение в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры (исполнение произведений вместе и поочередно несколькими хорами - традиция, восходящая к службам в венецианском соборе Св. Марка) и авторский концерт одного из современных украинских композиторов в Колонном зале Национальной филармонии.
Впрочем, скрепляющая концепцию традиция неизбежно навязывает повторения, которых в фестивале этого года оказалось как никогда много. Из оправданных - совпадения в юбилейных программах "отчетного" типа, в которые собирали все самое лучшее от классики до современности (оба раза на ура прозвучал гениальный "Воскресенский канон" Николая Дилецкого). Из вызывающих недоумение - буквальное повторение ужгородским камерным хором Cantus под управлением Эмила Сокача программы-мистерии "Exaudi" (в ней с григорианскими хоралами и частями месс соседствовали Оливье Мессиан, Арво Пярт и Альфред Шнитке), отлично прозвучавшей два года назад на киевском фестивале в том же месте - в костеле Св. Александра.
Остальные фестивальные события были так же интересны, как и предсказуемы, причем в самом лучшем смысле этого слова. Еще до официального открытия состоялась презентация нотного сборника и компакт-диска духовных сочинений украинского композитора, хормейстера и фольклориста I половины ХХ века Якова Яциневича (советская музыкальная историография его творчество обходила стороной, в связи с чем все его произведения до сих пор так и не удалось найти и восстановить). На презентации изданий профессор Лидия Корний рассказала о перипетиях судьбы композитора, прошедшего по служебной лестнице от регента лучшего в то время в Киеве хора Михайловского собора до охранника колхозного сада в Краснодарском крае. На следующий день Литургия Иоанна Златоуста пера Якова Яциневича была исполнена четырьмя хорами, расположенными по периметру Трапезной церкви Киево-Печерской лавры: Государственной хоровой капеллой им. Ревуцкого (дирижер Богдан Анткив), женским хором "Павана" (Людмила Байда), камерными хорами "Кредо" (Богдан Плиш) и "Киев" (Николай Гобдич).
Свою версию Литургии Иоанна Златоуста предложил и современный украинский автор Александр Яковчук, в последние годы проживающий в Канаде. Публика при этом на авторском вечере господина Яковчука явно отдавала предпочтение его не менее демократичной светской музыке - четырехчастной Кантате в чудесном исполнении женского хора Киевского музыкального училища под управлением Галины Горбатенко, а также циклам обработок украинских и русинских народных песен в версии камерного хора "Хрещатик" под управлением Ларисы Бухонской.
На авторском вечере гениального Валентина Сильвестрова литургии как таковой не было, но зато абсолютно все прозвучавшее - "Литургические песнопения", "Диптих", "Псалмы" на слова Тараса Шевченко, "Две молитвы" на тексты Михаила Лермонтова и "Пять духовных песен" - было пронизано ее текстами и умиротворенным музыкальным духом. В фестивальном буклете (кстати, великолепно составленном) Николай Гобдич отметил, что Валентин Сильвестров - наверное, последний из плеяды выдающихся композиторов современности, который упрямо не хотел замечать новых сдвигов в хоровом пении. Тем не менее недавно созданными опусами композитор как раз и заставил хоры кардинально пересмотреть собственную певческую манеру. Камерные хоры "Киев" и "Кредо" зазвучали едва слышимыми колоколами - активно, но тихо берущими тут же затухающий аккорд, когда на максимум дирижерской жестикуляции приходится минимум звуковой динамики. "Киев", возможно, был в главной программе фестиваля более изыскан и точен, тогда как привычнее звучавший "Кредо" не стал столь радикально следовать требованиям автора.
Валентин Сильвестров, нередко останавливающий исполнение собственной музыки даже во время концерта, на этот раз, кажется, остался доволен обоими хорами, а в конце вечера даже поднялся на сцену. Композитор сначала коротко поблагодарил ликующий зал: "Спасибо, что слушали - не меня, а все это". А после в одном предложении очертил свою давнюю жизненную позицию: "Вместо 'пролетарии всех стран, соединяйтесь' люди поддерживают друг друга музыкой".