В субботу в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии состоялось закрытие XVII Международного фестиваля "Киев Музик Фест". Главный его итог таков: фестиваль был и остается главным местом встречи украинской музыкальной диаспоры.
По тому, кто, кого и как исполняет на "Киев Музик Фесте", всегда можно было судить о ситуации с расстановкой сил на украинском музыкальном олимпе. Украинская диаспора со дня основания фестиваля всегда - скрыто или явно - солировала: делегировала исполнителей и дирижеров, присылала партитуры, финансировала внутрифестивальные конкурсы композиторов, издание нот и записей новой музыки. Однако в последние годы финансовая сторона отношений украинских метрополии и диаспоры отошла на второй план, зато окрепли творческие контакты.
Присутствие "бывших украинцев" на нынешнем "Киев Музик Фесте" - не просто дань традиции, а гарантия успешности и яркости музыкального праздника. Пианист Владимир Винницкий и виолончелистка Наталья Хома из Соединенных Штатов выступили сразу в нескольких программах: с музыкой Шостаковича на открытии фестиваля, а также классическими сольными и ансамблевыми программами (Моцарт, Лист, Рахманинов) в Малом зале Национальной музыкальной академии. Описание игры обоих музыкантов при помощи штампов наподобие "огненный темперамент" и "романтическая раскованность", кажется, возвращает подобным выражениям их исконный смысл. Еще одна американка, 29-летняя пианистка Надежда Шпаченко, исполнила премьеру Второго концерта для фортепиано с оркестром Юрия Ищенко, успев перед этим в консерватории дать мастер-класс. А блестящее исполнение Анной Савицкой из Вены Второго концерта для скрипки с оркестром Белы Бартока только подтвердило тот факт, что за последние пару десятилетий с Украины уехали лучшие. Для тех, кто еще сомневается, 3 ноября под рубрикой "Постлюдия 'Киев Музик Феста'" в Большом зале Национальной музыкальной академии будет поставлена камерная опера "Палата #6" (премьера состоялась в мае этого года) Владимира Зубицкого - композитора, который давно отдал предпочтение итальянскому климату.
Музыкальное исполнение зарубежных представителей "Киев Музик Феста" оказалось не столь блестящим. Именитый немецкий виолончелист Фридрих Гауверки исполнил не самое удачное сочинение Дмитрия Шостаковича - Второй виолончельный концерт - с большей степенью равнодушия, чем можно было ожидать от признанного знатока современной музыки. Зато голландский дуэт виолончелистки Дорис Гохшейд и пианиста Франса ван Рута не только сыграл произведения XXI века ("Невидимые струны" Родерика де Мана, "Старинный вальс, или 13 способов выглядывать из окна" Ванессы Ланн, Соната Сергея Пилютикова, "Модель граждан" Светланы Азаровой и Вторая соната Кшиштофа Мейера), но также дал мастер-класс по исполнению новой музыки в Союзе композиторов.
Киевский пианист Евгений Громов, один из главных участников на украинских музыкальных фестивалях, объединил воедино музыку для детей изобретательного венгра Дьердя Куртага (в этом году он празднует 80-летний юбилей) с произведениями Ренессанса, а сам концерт превратил в мастер-класс для публики. Склонность господина Громова к просветительству всем известна. Рассказать об истории создания пьесы "Девушка с волосами цвета льна. Одичавшая", прямо отсылающей к известной прелюдии Клода Дебюсси, для него намного важнее, чем сыграть Первый фортепианный концерт Чайковского в "детском варианте" - не десятью пальцами, а ребрами ладоней, кулаками и предплечьями.