В минувшие выходные в Киеве состоялся международный фестиваль вокальной акапельной музыки Vocal Zone. Лучших белорусских, украинских и российских вокалистов объединила память о великолепном музыканте группы ManSound Владимире Михновецком.
Два дня зал Оперной студии Национальной музыкальной академии использовался не по назначению. Вместо речитативов и арий здесь пели джаз, фолк и вполне эстрадные композиции. Первый в странах бывшего СССР фестиваль акапельной музыки Vocal Zone прошел в Киеве с бешеным успехом - как музыкальным, так и коммерческим. Фестиваль стал третьим крупным проектом киевского секстета ManSound. Группа, которую чаще можно послушать в зарубежных или киевских клубах, наконец-то вышла на большую сцену - сначала выступив с рождественским концертом в Оперной студии Музыкальной академии, затем в бывшем Октябрьском дворце, а теперь взявшись за организацию целого фестиваля. Поскольку мероприятие было посвящено памяти основателя ManSound Владимира Михновецкого, то и участниками Vocal Zone стали не просто хорошие вокалисты, а те из них, кто дружил или работал с музыкантом.
Фестиваль открыли корифеи - киевский секстет JazzEx, успевший за пятнадцать лет своей деятельности обзавестись не только большой аудиторией, но и довольно внушительным количеством международных наград. Его программа задала тон всем последующим выступлениям: джазовые стандарты, хиты советского времени, народные песни и препарированная академическая классика. Только участники JazzEx на правах старожилов позволили себе минимальный аккомпанемент барабанов. Впрочем, это не лишило группу камерного, "клубного" звучания.
Сменившая их белорусская "Камерата" - коллектив совсем другого сорта. Популярный стиль world music в их репертуаре практически вытеснил и чистый джаз, и классику. Начало выступления "Камераты" ничем не отличалось от отчетного концерта хора при Белорусской госфилармонии. Однако вскоре музыканты проявили оригинальность, и на зрителей обрушился поток электронных горловых звуков, резонансное фольклорное пение с подражанием голосам птиц, морскому прибою и звучанию варгана.
Неудивительно, что закрывавшие первый день фестиваля ManSound начали именно с комплимента белорусам: "Как здорово, что мы это купили и привезли!" Пели и шутили они, как всегда, тоже здорово: попурри на темы песен Джорджа Бенсона и мелодии Стивена Ландера сменялись русскими и украинскими народными песнями, в которых участники группы подшучивали над газовыми переговорами. Но самый большой интерес вызвала презентация партитуры на темы белорусских "Песняров", сделанной Владимиром Михновецким 12 лет назад.
Второй день фестиваля был отмечен аншлагом. Трое уж очень молодых ребят из казанского Jukebox своими мастерством, оригинальностью и вместе с тем отсутствием образования и опыта смогли довести респектабельный партер и сидящих в оркестровой яме экспертов до состояния культурного шока. Джаз Jukebox почти не поют, а "выстукивают" голосом резкие ритмические ландшафты. После такого продолжить могла только "Пикардийская терция". Львовский секстет уже может считаться символом украинской популярной музыки 1990-х. Зал с ностальгической дрожью в голосе пел вместе с музыкантами "Маланку", "Капелюх" и другие акапельные хиты.
А на закуску организаторы оставили москвичей из A`Cappella ExpreSSS, услышать которых в Киеве раньше можно было лишь в закрытых клубах. Их стиль "а капелла фьюжн" идеально срабатывал на любых мелодиях ("Let My People Go", "Подмосковные вечера", "Тбилиси", ария Фигаро из оперы Моцарта, грузинские народные песни), но в качестве побочного эффекта отдавал профессиональной глянцевостью и усталостью от многократного исполнения вылизанных хитов. Впрочем, от первого фестиваля Vocal Zone пока рано ожидать большего.