НачалоСтатьиДискографияАльбомыКнигиХронологияТабулатурыФото альбомСсылкиDownloads
Начался "МоцАртФест-II Ave Verum"

Начался "МоцАртФест-II Ave Verum"

В воскресенье в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии состоялось открытие "МоцАртФеста-II", приуроченного к 215-й годовщине со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта. В первой программе "Венская классика: Моцарт и его эпоха", подготовленной киевским камерным ансамблем "Арс Куарта", упорно эксплуатируются избитые представления о гении композитора и его времени.

В музыкальных фестивалях-ретроспективах - таких как киевский "МоцАртФест Ave Verum" - принципиально важны две составляющие: цепляющая концепция и хороший исполнительский уровень. Впрочем, даже при твердом наличии одной из них фестивалю гарантирован успех. С главной идеей празднования годовщин рождения и смерти Моцарта все стало понятно в январе этого года, когда главным событием "МоцАртФеста-I" была объявлена псевдодокументальная симфония для действующих лиц с оркестром "С глазу на глаз с Моцартом" Эдварда Радзинского - один из самых свежих литературных опусов, паразитирующих на мифе об отравлении композитора (см. Ъ от 26 января).

Нынешний "МоцАртФест-II", посвященный 215-летию со дня смерти композитора, отличается от январского масштабом (пять вечеров вместо трех) и ценами на билеты, которые снизились вдвое. Вчера была повторена "Симфония" господина Радзинского, а закроет фестиваль очередное исполнение "Реквиема" Симфоническим оркестром Национальной филармонии (дирижер Николай Дядюра), камерным хором "Кредо" (руководитель Богдан Плиш) и квартетом солистов Национальной оперы.

Обиднее всего то, что даже киевский камерный ансамбль "Арс Куарта", выступивший в день открытия "МоцАртФеста-II", поддался искушению пойти по пути наименьшего сопротивления. В программе "Венская классика: Моцарт и его эпоха" отразился еще один из неискоренимых мифов о музыкальной жизни Вены второй половины XVIII века - будто из всех живших в то время музыкантов достоин внимания потомков лишь хрестоматийный трехглавый монстр Гайдн-Моцарт-Бетховен.

В исполнении ансамбля "Арс Куарта" трио и квартеты венских классиков (а именно: Трио для скрипки, виолончели и фортепиано #12 Гайдна и Первый фортепианный квартет Моцарта в первом отделении, Трио для скрипки, альта и фортепиано "Кегельштадт" Моцарта и Фортепианный квартет ми-бемоль мажор Бетховена во втором отделении) прозвучали настолько же стилистически одинаково, насколько и несовершенно. "Арс Куарта" вообще представляет собой уникальный феномен музыкального коллектива. Скрипач Константин Цепков, альтистка Людмила Лимбо, виолончелистка Лидия Стовбун и пианист-клавесинист Хосе Эрнандес, также входящие в состав знаменитого Киевского камерного оркестра,- уникальные по дарованию и стилистическому вкусу музыканты, однако результат их совместного музицирования редко бывает по-настоящему успешен. Нынешнее выступление - не исключение. Господин Эрнандес, изначально настроенный на интонацию легкой галантности и не выходящий за пределы меццо форте, в порядке правила не доигрывал до конца пассажи. Константину Цепкову можно было бы простить интонационные погрешности, если бы он не тушевался, а чувствовал себя на сцене лидером. Госпожа Лимбо играла настолько неуверенно и фальшиво, будто впервые видела стоящие перед ней ноты. В ансамбле с виолончелисткой Лидией Стовбун, идеально исполнившей все свои партии от начала и до конца, это особенно отчетливо слышно.

Безусловно, даже халтура хороших музыкантов - лучше, чем старательность плохих. В том числе об этом завтра в филармонии расскажет опера "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова. В ней есть сцена, где оба композитора слышат, как уличный скрипач как придется наигрывает гениальную моцартовскую мелодию. Моцарт радуется, а Сальери так и не сможет простить коллеге снисходительности. На открытие "МоцАртФеста-II" стоило сходить хотя бы для того, чтобы пережить опыт пребывания в шкуре Антонио Сальери.


Copyright 2001 Amiddio Web Studio. All Rights Reserved.
top
Hosted by uCoz