Во вторник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии чествовали Олега Киву. Концерт Национального ансамбля солистов "Киевская камерата" под управлением Валерия Матюхина, приуроченный к 60-летию композитора, на один вечер вернул классику современной украинской музыки из хрестоматий на живую эстраду.
Авторский вечер композитора Олега Кивы проходил по обычному сценарию: сначала музыкальный бомонд столицы (Киевская организация Союза композиторов Украины присутствовала практически в полном составе) общался в филармоническом вестибюле, а затем со счастливыми лицами заполнял партер Колонного зала. Во время протокольной преамбулы Олегу Киве вручили почетную грамоту от Министерства культуры и туризма, а коллеги-композиторы выступили с поздравительными речами, после каждой из которых господин Кива, сидевший в третьем ряду, вставал и кланялся в благодарность.
На редкость талантливую и оригинальную музыку Олега Кивы, кажется, любят все, но в последние годы не исполнял практически никто. Награды - звание народного артиста Украины в 2001 году и премия имени Лысенко 2004-м - крепили миф о классике, но отнюдь не способствовали его участию в музыкальном процессе. И вряд ли это случайно: свои исповедальные партитуры композитор всегда будто бы прятал за видеорядом или поэтическим текстом. Окончив в 1966 году Полтавское музыкальное училище, а затем Киевскую консерваторию по классу Мирослава Скорика, он так и не смог стать приверженцем "чистых" жанров симфонии или концерта. В его партитурах всегда сквозили неброская медитативность и своего рода "необязательность", привитые опытом работы в кино. Олег Кива написал музыку к фильмам Владимира Попкова "Долгие дни, короткие недели", "Карусель", "Нежность к ревущему зверю", "Груз без маркировки", "Год теленка" Киевской киностудии имени Довженко, а также к картинам "Сердца трех" и "Грешник", нескольким сериалам ("Графиня де Монсоро", "Пороки и их поклонники") и анимационным фильмам ("Драма на бумаге", "Тополь", "Старинная баллада"). В его творческом багаже нашлось место балету ("Олеся" по мотивам повести Александра Куприна), музыке к драматическим спектаклям, аранжировкам старинных мелодий ("Украинская музыка XVI-XVII столетий") и хоровой музыке.
Однако в авторском концерте звучали только произведения, предназначенные для камерного оркестра и солистов (камерные кантаты ##2-5, Камерная симфония на тексты Тараса Шевченко и Три поэмы на стихи Павла Тычины),- возможно, лучшее из созданного Олегом Кивой и давно оцененное составителями учебных программ музучилищ и консерваторий Украины. Единственной премьерой концерта стала Камерная кантата #5 на стихи Тютчева и Пушкина, прозвучавшая в исполнении баса Дениса Вишни и "Киевской камераты",- но и она не совсем новое сочинение, а вариант оконченного Олегом Кивой в 1983 году цикла "Три хора на стихи Пушкина", в котором остались части "Октябрь уж наступил..". и "Унылая пора.."., а пушкинское "Уж небо осенью дышало..". заменило "Есть в осени первоначальной..". Тютчева.
Музыка Кивы не только составляет одно целое с поэтическим настроением, почти не меняющимся на протяжении одного произведения, но также идеально балансирует между фольклорной стилистикой "украинских" циклов и точно найденной интонацией для озвучивания русской поэзии. Вне конкуренции оказались солисты, поющие в народной манере, в которой всегда слышен весь текст: неувядающая, экзальтированная Нина Матвиенко (Три поэмы на стихи Тычины закрывали программу) и ее дочь - пронзительно талантливая Антонина Снитко (Камерная симфония на стихи Шевченко). Звезды оперной и камерной сцены - Ирина Семененко, Ирина Красилина и Валерий Буймистер - звучали довольно хорошо, но совершенно игнорировали четкое произношение текста, лишая музыку Олега Кивы права звучать на стыке жанров и смыслов.