В понедельник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии состоялся сборный концерт хоровой капеллы "Почайна", академического хора имени Платона Майбороды и Заслуженного академического симфонического оркестра Национального радио. Часовой программы не хватило для того, чтобы увидеть панораму современной украинской вокально-симфонической музыки, но оказалось достаточно, чтобы оценить уровень совместного исполнения трех коллективов.
Главным поводом для объединения усилий хоровой капеллы "Почайна", хора имени Платона Майбороды и Симфонического оркестра Национального радио стала украинская премьера оратории Stabat Mater крымского композитора Алемдара Караманова. Она заняла большую часть часового концерта, который начался с двух небольших произведений, также созданных украинскими композиторами,- кантаты "На реках Вавилонских" Льва Ревуцкого в аранжировке Льва Колодуба и шестой части симфонии-реквиема "Тридцать третий" Александра Яковчука, переложенной для симфонического оркестра композитором Виктором Степурко.
Специфику вечера определило то, что все три руководителя хоров и оркестра - хормейстеры Александр Жигун и Виктор Скоромный, а также дирижер Виктор Здоренко - в этом году выдвинуты на соискание Шевченковской премии, а поэтому вечер был официально представлен как отчет о других двадцати программах (собранных в трех концертных циклах), подготовленных ими на протяжении нескольких последних лет. Филармоническая публика едва ли может со всей ответственностью судить о наполнении и исполнительском качестве всех этих программ, однако наверняка помнит недавнюю премьеру на сцене Колонного зала "Реквиема" Алемдара Караманова. Во время дирижирования одной из его частей господину Жигуну пришлось даже прибегнуть к отстукиванию ногой ритма и счету долей вслух - все-таки капелла "Почайна", существующая на базе Киево-Могилянской академии, по сути, является любительским коллективом.
Объединение капеллы в нынешней программе с профессиональным хором и оркестром тем не менее очевидного качественного результата не дало. Правда, если бы они все вместе вполне серьезно не претендовали на главную государственную награду в сфере искусства, к этому можно было бы отнестись с пониманием: музыка, как и любое другое искусство, может и должна существовать на самых разных уровнях.
Организаторы концерта без скидок претендовали на всеохватность. Кантата "На реках Вавилонских" Льва Ревуцкого была взята из программы "Шевченковские кантаты", в свою очередь, вошедшей в цикл концертов "Могучая музыка могучего народа". Могучей массой оркестрантов и хористов продирижировал Виктор Скоромный. Шестой частью симфонии-реквиема "Тридцать третий" Александра Яковчука (украинского композитора, ныне живущего в Канаде), созданной на тексты Василия Юхимовича, дирижировал Александр Жигун (он оставался за пультом до конца концерта).
Stabat Mater Алемдара Караманова представляла серию концертов "Новейшая украинская духовная вокально-инструментальная музыка", с помощью которой Александр Жигун и его сподвижники пытаются привить ортодоксальной православной церкви любовь к инструментальной музыке. И даже считают, что им это удается. Тем не менее Stabat Mater очень давно перестала считаться литургическим жанром даже во всепреемлющей католической традиции. А оратория Stabat Mater крымского гения, первые две премьеры которой состоялись в США и России, тем более: эта музыка хоть и тяготеет к минимализму и святой простоте, но без парящих над землей секвенций Петра Чайковского и страстных реплик из опер Джакомо Пуччини (влияния "Паяцев" последнего особенно сильно чувствовались в финальной, пятой части цикла) просто не существует.