В понедельник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии состоялось открытие первого в истории Киевской музыкальной десятилетки фестиваля "Пять вечеров исполнительского искусства". Уже по первому концерту стало ясно, что самые музыкально одаренные дети Украины отчитаются перед киевской публикой по-взрослому.
В том, что Киевская средняя специализированная музыкальная школа имени Лысенко - уникальное учебное заведение для уникальных детей, убеждать никого не нужно. Достаточно перечислить хотя бы некоторых ее воспитанников: композиторы Владимир Шаинский и Владимир Быстряков, пианисты Наум Штаркман, Евгений Ржанов, Николай Сук, музыковеды Игорь Пясковский и Татьяна Бондаренко, дирижер Роман Кофман и множество других. С момента основания в 1934 году школа воспитала около двух тысяч лауреатов музыкальных конкурсов. Однако широкой публике ее воспитанники крайне редко демонстрировали свои достижения - разве что раз в году на отчетных концертах школы, где зрительный зал, как правило, заполняют родственники молодых дарований. Вся слава воспитания гениев доставалась консерваториям, которые нередко получали уже сложившихся музыкантов.
Впрочем, уникальный пятидневный детский фестиваль был организован не по причине тщеславия администрации учебного заведения. Сейчас его руководство и руководство четырех других подобных школ для талантливых детей добиваются у украинского правительства присвоения им статуса Высшей музыкальной школы II или III уровня аккредитации (иначе ее выпускники, не поступив в консерваторию, остаются социально незащищенными и не имеют даже диплома образца музыкального училища).
Программу фестиваля сформировали по жанрам: в понедельник выступали школьные хоры и симфонический оркестр, вчера состоялся концерт фортепианной музыки, а с сегодняшнего дня можно будет услышать игру на духовых, струнно-смычковых инструментах, ансамблевое музицирование детей и "Парад виртуозов" на закуску.
По замыслу организаторов на этом фестивале воспитанники Киевской музыкальной десятилетки детского не поют и не играют. Более того, в первом, хоровом, отделении концерта большинство произведений были духовного содержания. Хор мальчиков и юношей, которым по очереди дирижировали Юрий Курач и Татьяна Верич, мастерски исполнил хоровые концерты "Камо пиду от лиця Твоего, Господи", "Ангел вопияше" Михаила Вербицкого, часть из Литургии Иоанна Златоуста Александра Александрова. Затем прозвучал негласный гимн украинской диаспоры "Чуеш, брате мий" Левка Лепкого и зарубежная хоровая классика - третья часть Stabat Mater Антонина Дворжака и Gloria Франсиса Пуленка. Выступление хора полный филармонический зал встречал очень тепло, но настоящими овациями наградил детей только за несколько последних жизнерадостных композиций - обрядовые "Заключительные купала" Евгения Станковича и два спиричуэлса - "Give, My Jesus" и "If I Got My Ticket", где к хору подключилась ударная установка.
Выступление хора девочек под управлением Александра Заволгина также началось с духовной музыки ("Богородица, Дево, радуйся" Якова Яциневича, "Приидите, ублажим Иосифа" Павла Чеснокова, "Господи, Владыка наш" Евгения Станковича), а закончилось "Колядой" Игоря Поклада.
Второе отделение концерта началось с увертюры из оперы "Сила судьбы" Джузеппе Верди, а затем те же два детских хора и ученический симфонический оркестр сделали почти невозможное - исполнили семь первых частей моцартовского "Реквиема". Выбор музыки понятен и оправдан: после вхождения Украины в Болонский процесс профессионально состоявшимся выпускникам детской школы будет не до шуток. В случае же позитивного результата ходатайства политиков об их судьбе на следующих "Пяти вечерах исполнительского искусства" они и в музыке смогут позволить себе быть просто детьми.