НачалоСтатьиДискографияАльбомыКнигиХронологияТабулатурыФото альбомСсылкиDownloads
Открылись "Музыкальные премьеры сезона"

Открылись "Музыкальные премьеры сезона"

Во вторник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии состоялось открытие XVII Международного фестиваля "Музыкальные премьеры сезона". В программе этого года не только сотня новых украинских партитур, но и 25 зарубежных композиторов. На первом же концерте публику удивили увольнением руководителя фестиваля.

Многообещающий в нынешнем году фестиваль начался на невеселой ноте. Директор "Музыкальных премьер сезона" композитор Игорь Щербаков со сцены объявил, что уходит с поста административного руководителя фестиваля, устав бороться с чиновничьим произволом в финансировании культурных мероприятий. Очевидно, что в не меньшей степени на решение господина Щербакова также повлияли активные дискуссии в прессе и музыкальном сообществе вокруг фестивалей последних лет. Их критиковали за отсутствие экспертного отбора и составление программ почти полностью из новых произведений членов Союза композиторов Украины. Перед началом фестиваля, на пресс-конференции Игорь Щербаков, одновременно занимающий пост руководителя киевской организации Союза композиторов Украины, еще раз подтвердил свою позицию: смысл "Музыкальных премьер сезона" как раз в том и состоит, чтобы прозвучало все, написанное за год киевскими композиторами.

Обсудить отношения композиторов с критиками, искусства с политикой, а также репертуарные приоритеты украинских филармоний и оперных театров еще предстоит на запланированной в рамках фестиваля международной конференции "Музыка в пространстве современности". Тем не менее потуги к выходу "Премьер" из киевского композиторского гетто отчетливо заметны уже в программах фестиваля этого года. 25 новых имен зарубежных композиторов и десяток ярких зарубежных исполнителей музыкального авангарда - это очевидный шаг к оправданию фестивалем своего международного статуса.

Больше всего гостей - из Польши (композитор и пианист Зигмунт Краузе и музыковед Анджей Хлопецки) и Литвы (композитор Ремигиус Шилейка, гобоист Робертас Беинарис и пианистка Вайда Стряупайте-Беинариене). Кроме того, в Киеве выступят финский пианист Риста Лауриала и французский виолончелист Доменик Виенкур. Принципиально важно то, что зарубежных авторов будут исполнять украинские ансамбли и оркестры, а приезжие солисты пополнят свой репертуар украинской современной музыкой.

Открытие "Музыкальных премьер сезона" преподало совершенно неожиданный урок. В трехчасовом концерте, что чересчур даже для фестивального мероприятия, звучала грузинская (Концерт для альта с оркестром Шавлега Шилакадзе), литовская (Концерт для фортепиано с оркестром Ремигиуса Шилейки) и украинская музыка (Камерная кантата #5 Олега Кивы, Камерный концерт #9 Владимира Загорцева, Concerto grosso Дмитрия Киценко). Однако настоящими открытиями стали только премьеры киевских композиторов-новаторов: Mirasteilas Золтана Алмаши и "Музыка для Ангелины Кубелик" Сергея Зажитько. В Mirasteilas ("Смотря на звезды") Золтана Алмаши самое привлекательное - это обнаженная и предельно простая философия музыкальной формы. Оркестровый фон, сосредоточенный вокруг одной ноты "ре" и постепенно поднимающийся из низкого регистра контрабасов до флажолетов скрипок, изображает рассвет (Национальный ансамбль солистов "Киевская камерата", дирижер Валерий Матюхин), а две солирующие скрипки (Богдана Пивненко и Олег Ясько) - "разговор" простыми, чуть ли не романсовыми фразами. Создавая эту музыку, Золтан Алмаши выполнял четкий заказ швейцарского фестиваля Menhir (инструментальный состав и идея), и музыкальным качествам произведения это пошло только на пользу - лучшее начало для фестиваля, чем Mirasteilas, трудно было бы придумать.

Эпатажный композитор Сергей Зажитько тем временем возвращается в "чистую" музыку, умудряясь тот же эпатаж и провокативность находить теперь не в названиях произведений или выставленных на сцену тазиках с гвоздями, а в испытаниях на прочность для сопрано Светланы Глебы и баритона Александра Пушняка, струнного оркестра и литавр Данила Шурынгина, сталкивая лбом ко лбу разнородные и непримиримые интонации и мотивы. По Зажитько, композитор и есть тот же политик, невозможный вне актуального конфликта, за развитием которого хочется следить,- иначе он становится похожим на музыкальный труп.


Copyright 2001 Amiddio Web Studio. All Rights Reserved.
top
Hosted by uCoz