Открытие сезона - это всегда прогноз на год, а тем более если его готовит дирижер-стратег. Николай Дядюра, впрочем, не только дальновидный стратег, умеющий планировать на годы вперед и предвидеть результаты, но и недюжинный борец со стереотипами, которые складываются вокруг его творческой фигуры. А стереотипы таковы: Дядюра - дирижер скорее "умный", чем "музыкальный", и скорее "симфонический", чем "оперный".
Видимых поводов для того, чтобы выбрать для открытия сезона увертюру к опере "Тарас Бульба" Николая Лысенко и сцены из оперы "Мазепа" Петра Чайковского, у него было несколько. И в первую очередь - довольно-таки неудачная (в том числе в музыкальном смысле) прошлогодняя постановка "Ярослава Мудрого" Георгия Майбороды в Национальной опере, где он выступил дирижером-постановщиком. Однако рассматривать первое отделение концерта только как попытку реабилитации было бы в корне неверно (хотя реабилитация, кстати, прошла успешно). Открыв филармонический сезон традиционным для Национальной оперы "Тарасом Бульбой", Николай Дядюра лишь обратил внимание на новую иерархию в киевской музыкальной жизни, где (даже при всей невозможности сравнения) опера уже давно уступила лавры первенства Национальной филармонии. Для полноты картины стоит отметить, что оперный сезон в этом году открывался "Ярославом Мудрым" и дирижировал там также господин Дядюра.
Собственно, к такому репертуару филармония шла уже давно, на особенно торжественные концерты обязательно приглашая квартет оперных солистов. В нынешнем концерте этот традиционный квартет просто растянули во времени. Сначала завсегдатай Колонного зала бас Сергей Магера исполнил монолог Кочубея, затем к нему присоединился бас Сергей Ковнир в роли Орлика (господин Ковнир, не привыкший к камерному залу, немного не рассчитал силы и пел раза в два громче Сергея Магеры). Высокий баритон Михаил Киришев заставил зал улыбаться во время любовного ариозо Мазепы, пропетого чуть приторнее, чем бы этого хотелось, зато нежнейшая колыбельная Марии в исполнении Оксаны Крамаревой стала вполне достойным завершением оперной части вечера.
Все заметные исполнения "Мазепы" Чайковского в Киеве, начиная с премьеры в Национальной опере во время президентских выборов 2004-го, почему-то пересекаются с избирательными кампаниями (так, собственно, получилось и на этот раз). Так что для геополитического баланса лучшего второго отделения, чем Девятая симфония "Из Нового Света" (по мотивам индейского и афроамериканского фольклора) Антонина Дворжака, трудно было и придумать. Впрочем, "официальная" аргументация была несколько иной: в Австрии обнаружили новый вариант автографа партитуры, и симфонический оркестр Национальной филармонии взялся донести его содержание до украинской публики. Заметить разницу между редакциями было очень сложно. К тому же, ведущая объявила, что изменения коснулись финала хрестоматийной партитуры, а на самом деле в подправленном виде была исполнена первая часть. Подобная щепетильность по отношению к зарубежной музыке, конечно, похвальна, но удивляет другое. Известно, что увертюра к опере Николая Лысенко "Тарас Бульба" была написана Левком Ревуцким и Борисом Лятошинским в 1930-х, уже после смерти украинского классика, для новой редакции оперы (в автографе Лысенко совсем нет увертюры), но при этом ее спокойно продолжают исполнять без всяких ревизий.