НачалоСтатьиДискографияАльбомыКнигиХронологияТабулатурыФото альбомСсылкиDownloads
Открылся 144-й сезон в Национальной филармонии

Открылся 144-й сезон в Национальной филармонии

Открытие сезона - это всегда прогноз на год, а тем более если его готовит дирижер-стратег. Николай Дядюра, впрочем, не только дальновидный стратег, умеющий планировать на годы вперед и предвидеть результаты, но и недюжинный борец со стереотипами, которые складываются вокруг его творческой фигуры. А стереотипы таковы: Дядюра - дирижер скорее "умный", чем "музыкальный", и скорее "симфонический", чем "оперный".

Видимых поводов для того, чтобы выбрать для открытия сезона увертюру к опере "Тарас Бульба" Николая Лысенко и сцены из оперы "Мазепа" Петра Чайковского, у него было несколько. И в первую очередь - довольно-таки неудачная (в том числе в музыкальном смысле) прошлогодняя постановка "Ярослава Мудрого" Георгия Майбороды в Национальной опере, где он выступил дирижером-постановщиком. Однако рассматривать первое отделение концерта только как попытку реабилитации было бы в корне неверно (хотя реабилитация, кстати, прошла успешно). Открыв филармонический сезон традиционным для Национальной оперы "Тарасом Бульбой", Николай Дядюра лишь обратил внимание на новую иерархию в киевской музыкальной жизни, где (даже при всей невозможности сравнения) опера уже давно уступила лавры первенства Национальной филармонии. Для полноты картины стоит отметить, что оперный сезон в этом году открывался "Ярославом Мудрым" и дирижировал там также господин Дядюра.

Собственно, к такому репертуару филармония шла уже давно, на особенно торжественные концерты обязательно приглашая квартет оперных солистов. В нынешнем концерте этот традиционный квартет просто растянули во времени. Сначала завсегдатай Колонного зала бас Сергей Магера исполнил монолог Кочубея, затем к нему присоединился бас Сергей Ковнир в роли Орлика (господин Ковнир, не привыкший к камерному залу, немного не рассчитал силы и пел раза в два громче Сергея Магеры). Высокий баритон Михаил Киришев заставил зал улыбаться во время любовного ариозо Мазепы, пропетого чуть приторнее, чем бы этого хотелось, зато нежнейшая колыбельная Марии в исполнении Оксаны Крамаревой стала вполне достойным завершением оперной части вечера.

Все заметные исполнения "Мазепы" Чайковского в Киеве, начиная с премьеры в Национальной опере во время президентских выборов 2004-го, почему-то пересекаются с избирательными кампаниями (так, собственно, получилось и на этот раз). Так что для геополитического баланса лучшего второго отделения, чем Девятая симфония "Из Нового Света" (по мотивам индейского и афроамериканского фольклора) Антонина Дворжака, трудно было и придумать. Впрочем, "официальная" аргументация была несколько иной: в Австрии обнаружили новый вариант автографа партитуры, и симфонический оркестр Национальной филармонии взялся донести его содержание до украинской публики. Заметить разницу между редакциями было очень сложно. К тому же, ведущая объявила, что изменения коснулись финала хрестоматийной партитуры, а на самом деле в подправленном виде была исполнена первая часть. Подобная щепетильность по отношению к зарубежной музыке, конечно, похвальна, но удивляет другое. Известно, что увертюра к опере Николая Лысенко "Тарас Бульба" была написана Левком Ревуцким и Борисом Лятошинским в 1930-х, уже после смерти украинского классика, для новой редакции оперы (в автографе Лысенко совсем нет увертюры), но при этом ее спокойно продолжают исполнять без всяких ревизий.


Copyright 2001 Amiddio Web Studio. All Rights Reserved.
top
Hosted by uCoz