В Большом зале Национальной музыкальной академии прошли концерты II Международного фестиваля акапельной музыки Vocal Zone имени Владимира Михновецкого. На этот раз его основатели, украинский вокальный секстет ManSound, оказались в тени польской Affabre Concinui и голландской Rock 4, доказавших, что и классика, и рок в одинаковой степени способны привести публику в восторг.
Фестиваль Vocal Zone прошел в Украине всего во второй раз, но уже по праву считается ключевым событием акапельного жанра. Украинскому вокальному секстету ManSound и его неизменному продюсеру Дмитрию Выговскому (он, собственно, и занимается организационными вопросами фестиваля) удалось заполнить пустующую нишу в музыкальном пространстве всего СНГ, сделав это без потерь как для художественной, так и для коммерческой составляющих.
Структура мероприятия осталась прежней: два вечера (концерты прошли в пятницу и субботу), Большой зал Национальной музыкальной академии, шесть акапельных команд. Но если в 2006 году это был фестиваль стран СНГ, то на этот раз самым большим достижением стоит считать прорыв на Запад, способствовавший расширению стилевого диапазона фестиваля.
Оба вечера консерваторский зал был полон. С той только разницей, что в первый вечер все же можно было отыскать свободное место, а во второй - с трудом удавалось найти пустующую ступеньку в проходах между рядами. Ведущий - джазмен Алексей Коган - объяснил это абсолютно правильно: сработала "цыганская почта". Впрочем, нельзя сказать, что какой-то из концертов был лучше другого. Они были разными: приподнятую классичность первого определило выступление польского мужского секстета с 25-летним стажем Affabre Concinui, а животную органику второго - тяготеющий к сольному поп-року голландский квартет Rock 4.
Обе группы состоят исключительно из мужчин, в каждой - по два контратенора, те и другие создают отличные шоу на фундаменте идеальной спетости и высокого уровня вокального профессионализма. Впрочем, на этом сходство заканчивается - поляки и голландцы поют каждый по своим правилам.
Affabre Concinui доказали, что могут спеть все - от аранжировок классики, максимально приближенных к оригиналу ("Зима" Вивальди, "Шутка" Баха и на закуску "Болеро" Равеля), до элегической польской эстрады, итальянского и французского шансона и англоязычных джазовых стандартов. Почему все это вызывает в зале смех и вопли восторга, тоже понятно: шестеро строго одетых, приличных на вид мужчин стоят навытяжку, чуть ли не на цыпочках, перед своими пюпитрами, при этом издают высокие звуки, свойственные скорее кошкам. Вокалисты Rock 4, напротив, стали популярны благодаря аранжировкам репертуара Queen и голосу фронтмена квартета Люка Девенса. Из "внепрограммных" номеров в их выступлении был дуэт Люка Девенса с вокальным "перкуссионистом" Люком Нелиссеном Big Love и трехголосное исполнение публикой припева из композиции Somebody To Love.
Функции открывавших и закрывавших концерты команд также были в чем-то схожи. Молдавская "семерка" UniVox, (три женских и четыре мужских голоса) начинала с фолковых медитаций-заговоров (аранжировки Игоря Якимчука), а завершила свое выступление серией джазовых стандартов, к сожалению, прозвучавших именно стандартно. Скованно чувствовал себя на сцене и украинский женский квинтет Beauty Band, собравшийся после двухлетнего перерыва в новом составе специально для выступления на Vocal Zone.
Немецкий секстет Stouxingers, состоящий из пятерых мужчин и одной женщины, показал высококачественное вокальное "техно", однако после тонкого юмора польских джентльменов их выступление казалось излишне прямолинейным и страдающим от однообразия инструментальных имитаций. А хозяева фестиваля вообще ограничились старыми композициями, приурочив их исполнение к задержавшемуся на четыре года выходу диска "Пид облачком". Кульминацией их выступления стал выход на сцену певицы Оксаны Билозир, исполнившей вместе с "великолепной шестеркой" аранжировки лемковских песен. Собственно, ManSound оказались единственной командой, во время выступления которой Алексей Коган выходил на сцену чуть ли не после каждого номера - то, что другим удалось сказать исключительно с помощью музыки, в данном случае приходилось аргументировать словами.